Перснальный сайт учителя-логопеда Кулинич Марии Михайловны

Логопедические игры для развития речи детей в домашних условиях

Кулинич М. М. 

«Развиваем речь в игре»

 Логопедические игры для развития речи детей в домашних условиях

Здравствуйте, уважаемые родители! Часто слышу от вас вопрос – когда позаниматься с ребенком? Ведь работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне и на прогулке. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.

Хочу вам представить сборник игр для развития речи детей на прогулке и  дома на кухне.

Вот уж неподходящее место для игр, скажете вы; я устала после работы. А на кухне и так много дел: надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом ,совершенно усталая мама добирется до дивана.

А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?

Что может получиться в результате?

- Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.

- Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.

- Поможем научиться терпению.

- Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.

- Дадим понять, как заботимся о своей семье.

- Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.

- Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным.

- Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы.

Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.

Хочу  показать вам применение некоторых обычных предметов и домашнего окружения для организации игр по речевому развитию, а так же как обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка.

Все игры я разделила на группы:

· игры на формирование речевого дыхания,

· на развитие слухового внимания и памяти,  фонематического слуха, артикуляционной моторики,

· на обогащение словарного запаса,

· развитие грамматического строя речи, связной речи, мелкой моторики. 

 

I Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

Техника выполнения упражнений:

·воздух набирать через нос;

·плечи не поднимать;

·выдох должен быть длительным и плавным;

·необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

·нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

1.«Чайник закипел», «Буря в стакане»

Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля.

В стакан с водой вставить трубочку для коктейля. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох- вода бурлит.

Ребёнок выполняет действия.

2. «Кораблики»

Для игры нужны таз с водой, мелкие плавающие предметы.

Нужно дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой. Можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить соревнование.

3. «Что пахнет»

Для игры «Что пахнет?» нужны фрукты и овощи.

Нарезать фрукты, овощи кусочками. Разложить в блюдца. Завяжем глаза и начинаем играть. Сделать глубокий вдох носом , на выдохе сказать: «Ах как пахнет лимон(апельсин, чеснок и т.п.)!»

Ребёнок: Вдох- на выдохе-Ах как пахнет лимон!

4. «Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

5. «Поющая бутылочка» 

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

· Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

· Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

6. «Свеча»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

7. «Парашютик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение:
На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

· Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

· Не сжимать язык зубами.

· Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

II Развитие слухового внимания, слуховой дифференциации.

 Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами.

Развитие акустической памяти направлено на удержание объёма воспринимаемой на слух информации.

1.»Слушаем звуки»

Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, натереть морковь на терке, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т.д. Предъявлем сначала два звука, потом три и т.д. до 7-8 звуков.

Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.

2.«Звучащие баночки», «Что звучит?», «Найди пару»

Для этой игры понадобятся баночки или сшитые небольшие мешочки, разная крупа или мелкие предметы: ракушки, камешки. Насыпать в баночки разные крупы.

· Потрясти баночку, отгадать, что там звучит.

· Определить одинаковые наполнители, составить пары.

Ребенок выполняет действия , называет крупы.

3. Игра «Добавь словечко»

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Попросите ребенка подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово.

Ом-ом-ом - вот стоит высокий…(дом).

Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома).

Ому-ому-ому - мы идем к …(дому).

Ва-ва-ва - на столе растет… (трава).

 IIIРазвитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.

1. «Покупки»

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «Р». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?

Ребёнок отвечает на вопросы.

2.«Необычный ужин»

Попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твёрдого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд,  где встречаются другие звуки.

Ребёнок: Салат, сырники, морс, суп.

3. «Помоги маме»

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.

4. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова «молоко».

5. Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …).

6. Какое слово получится, если к слогу со прибавить один звук? (Соль, сом,..)

7. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.).

8. Найди на кухне, на улице предметы, в названии которых есть звук к (Кастрюля, колесо,..).

9. «Повтори»

Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:

Па – па – па

Па – ба

То – та – ту

По – бо

Ты – та – то

Пу – бу

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак – так

Дам – дом – дым

Ток – тук – так

Бык – бак – бок

Ком – дом – гном

Моток – каток – поток

IVРазвитие артикуляционной моторики.

Я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

1.Высунь язык и продержи на нем мармеладку как можно дольше.

2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот

через вытянутые в трубочку губы.

3. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке.

4. Сделай усы! Делаем усы, удерживая соломинку губами.

5. Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

6. Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз. В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.

7. Упражнения с ложкой.

· Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

· Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

· Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

· Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

· Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

· Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

· Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

V Развитие слоговой структуры слов

- Назови продукты в которых один, два ,три слога.

-Возьми столько макарон, горошин, фасоли и т.п. сколько в этом слове слогов.

-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.

-Отстучите определенное количество раз и предложите найти на кухне предмет с таким количеством слогов.

VIОбогащение словарного запаса ребенка.

Расширяем словарный запас и учим словообразованию.

1.«Разные слова»

В игре можно использовать любые предметы.

-Давай, назовем какой апельсин –

Холодный или теплый, грязный или чистый, мытый или не мытый, целый, тяжелый.

Таким же образом подбираем слова к другим предметам.

Ребёнок: Круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-сладкий, цитрусовый, большой.

2.«Какой предмет?»

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к

слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

3.« Охота на слова»

Какие слова можно достать из борща?

Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т.д.

4. «Угощаю»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку,  затем Вы ему, и так до тех пор,  пока все не съедите.

Можно поиграть в сладкие,  кислые,  соленые,  горькие слова.

5. «Отгадай предмет по названию его частей»

 Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

 Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

 Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

 Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

6. «Скажи наоборот»

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду называть слово, а ты говорить наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

7. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

8. Перебрасывая мячик, называйте только предметы, начинающиеся на заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, мебель, одежда.

9. Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

• Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

• Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

• Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

10. Игра "Кто, что делает?"

Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову (кошка, воробей, машина, дерево...). Кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит..., машина - едет, гудит, везет грузы...и т.д.

11. «Наблюдаем за транспортом»

Посчитайте, сколько автомобилей, автобусов, троллейбусов встретилось вам по дороге.

Расскажите, какими они бывают?

Как их можно назвать одним словом? (транспорт).

Вспомните сколько дверей, колёс у автобуса.

Какой вид транспорта вы ещё знаете? (водный – лодочка, пароход.., воздушный – самолёт….).

12. «А дома бывают разные…»

Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают?

Деревянные, кирпичные, одноэтажные, пятиэтажные…, высокие, низкие, красивые и ….

Вспомните, на каком этаже вы живёте?

Сколько этажей над вами, под вами?

Посчитайте сколько окон на вашем этаже, в доме?

13. «В магазине»

Вместе с ребенком Вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете:

«Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается перечислить предметы.

«Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.

«А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты» - говорит сын или дочка.

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты, ягоды).

Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).

14. «Что из чего состоит?»

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Варианты заданий: часы - ..., лошадь - …, кукла - …, самолет - …и т. д.

15. «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово «идет», ребенок подбирает - девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает…

16. «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:

хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.

VII Развитие грамматического строя речи

1.«Помощники»

Назови одним словом прибор, с помощью которого:

варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.

Ребёнок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.

2. «Большой –маленький»

Мама: Ребёнок

Я называю большие предметы, а ты их будешь уменьшать- называть ласково:

Булка- булочка,

апельсин- апельсинчик,

кастрюля- кастрюлечка.

3.«Великаны»

Я буду называть обыкновенный предмет, а ты «предмет великан».

Нож- ножище,

помидор- помидорище,

батон- батонище.

4. «Готовим вместе»

- Как будет называться блюдо? Варим кашу из манки -манная,из риса- рисовая и т.п.

Пюре из картошки-,

колеты из мяса-;

суп из курицы-,

из грибов –,

из лука-,

из рыбы-...

Из яблок получается яблочный сок, из груш -, из свеклы-.

Ребёнок образует относительные прилагательные.

5.Учим предлоги: после похода в магазин раскладываем продукты сообща: куда положить овощи, куда положить фрукты, куда положить крупу, куда положить хлеб.

- Конфеты положим в вазочку и поставим около сахарницы. Салфетки сложим в салфетницу и поставим на поднос. Порошок надо поставить в шкафчике под раковиной возле коробки…

Ребёнок выполняет поручения и объясняет свои действия.

6.«Один  и  много»

Взрослый  называет  один  предмет – а  ребенок  много.

Перечислять можно  разные  предметы. Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол -  столы…

7.Раскладываем и пересчитываем.

Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество предметов..

8.«Чего  не  стало?»

Взрослый  выкладывает  перед ребенком  несколько  различных предметов– 4 – 7 штук.

Затем  просит  ребенка запомнить  все  предметы  и  отвернуться, а  сам  в  это время  убирает один  любой  предмет.

Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно и  назвать,  чего  не  стало.

Обязательно  нужно  обращать  внимание  на окончания  в  словах.

9.«Волшебные  очки»

«Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то все  становится  красным  (зеленым, желтым, синим  и  т.д.).

Посмотри вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи:

красный холодильник, красное полотенце, красный  стол, красное  окно, красная  рука  и  прочие.

10.«Я  внимательный»

 Будем  называть  предметы  , которые  видим, а еще  обязательно  укажем – какие  они.

Например: Вот  стол. Он деревянный. Вот  кошка – она  пушистая. Вот окно – оно  большое. Вот ложка –она железная. Вот  тарелка – она фарфоровая.

11. «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»

У медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.

Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз и т.д.»

12. Взрослый и ребенок договариваются считать все предметы определенной категории, которые будут встречаться по дороге. Например, легковые машины красного цвета или всех детей, идущих навстречу (1 красная машина, 2 красных машины,..).

VIIIРазвитие связной речи.

 1.«Кухонные сказки».

Можно придумывать сказки или истории про различные предметы ,например про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).

Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (тёмная, неправильной формы)? Что из неё можно приготовить?

Ребёнок рассказывает сказочную историю.

2. «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать слова-сравнения:

Белый снег похож на…(что? а еще на что?), дом похож на…и…, туман похож на… и…, столб похож на… и…и…

Если есть возможность остановиться и подумать, то можно поискать похожее к проплывающему облаку, интересно изогнутой ветке дерева, луже или трещине на асфальте.

3. «А что, если…»

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает.

А что произошло бы, если бы не стало ни одной машины?

… если бы из крана текла не вода, а апельсиновый сок?

… если бы не было конфет?

… если бы было все вокруг твоим?

… если бы все взрослые превратились в детей, а дети – во взрослых?

(И т. д., можно придумать различные варианты).

IX Развитие мелкой моторики рук

1. «Загадочные шарики»

В воздушные шарики насыпьте разные крупы, можно сделать по два шарика с одинаковым наполнителем. Играем. «Определи на ощупь», «Найди пару».

2.Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, буквы, цифры попутно изучая формы и цвета.

3. Играем с крышечками.

 Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера.

Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

4. Ежик.

Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

5. Игры с водой.

Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду.

6. Игры с магнитами.

Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

7. Играем с кастрюлями.

Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню.

Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

8.Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.

Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 ст. ложки растительного масла – всё смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Поделки из него хранятся долго, ими  даже можно играть.

Вылепите буквы, украсьте их по вашему желанию, подсушите и играйте с настроением:

«Угадай букву» (с закрытыми глазами или в «чудесном мешочке»);

«Отберите согласные буквы, гласные»,«Составь слог, слово».

9. Играем с крупами.

Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Для игры можно использовать тарелки разных цветов. Насыпьте фасоль в них, считайте – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадите разных животных возле каждой тарелки, подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д.

Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из крупы, определить, что ему попалось в руки.

Можно насыпать муку или манку на поднос и проявить фантазию рисовать по ней пальчиками: «Допиши букву», «Напиши букву», «Разные дорожки» и т.п.

Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи детей, не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться. Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы не можете отвернуться от плиты. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

3 февраля 2020 в 07:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.